КОГДА ПОМОГАЮТ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ — ПРОИСХОДИТ НАСТОЯЩЕЕ ЧУДО
Активность, смелость и оптимизм города берут. А если при этом помогают удивительные люди, то происходит настоящее чудо. Об этом Мария Якубович побеседовала с актрисой Еленой Радзинской и академиком РАН Лейлой Адамян.
— Елена, я читала, как начался проект по социальной реализации детей с РАС: спонсоры посоветовали изменить отношение к делу?
ЕЛЕНА РАДЗИНСКАЯ: Сначала я стала помогать таким ребятам в подвале, где они рукодельничали и лепили. Отсюда и название: все мы перемазывались этой глиной. Потом у нас сломалась печка и мы попросили о помощи. Но хорошие люди посоветовали «вылезти из своей кастрюли» и сделать спектакль со звездами. И мы пришли с этим к Джигарханяну.
В апреле 2015 года с помощью актеров (из Московского драматического театра Армена Джигарханяна и Музыкального театра национального искусства Владимира Назарова) был поставлен интерактивный спектакль «Мы все из одной глины». Пьесу написала Елена в соавторстве с Эдвардом Радзинским.
Е.Р.: Армен Борисович с Виталиной были очень хорошей семьей, тепло нас встретили. Обнимали нас, называли золотом. Дали сцену бесплатно! Ресурс звезды и радость общения помогли нашим девочкам самим впервые пойти в магазин. Для меня звёзды просто люди. А для ребят это оказалось очень значимо.
Е.Р.: Иосиф Кобзон пел в спектакле арию Создателя, которая выражала все то, чего мы старались достичь:
«Все мы глина отцовских рук
И во всех Я вдохнул свой дух,
Спектакль наш – про то, как ребята делают постановку о любви и дружбе, вылезают на большую сцену. А отрицательные персонажи Кроты не верят, что это получится. Ведь и в жизни есть такие «кроты». Но мы уже, начав с нуля, стали стремительно развиваться.
Елена Радзинская
Е.Р.: У нас есть мальчик Женя Леонов, он был очень сложным: сидел в углу, не разговаривал, часто бил себя по голове. В диагнозе: громкую музыку не включать, сзади-сбоку не подходить, не дотрагиваться. Но мы, к счастью, не прочитав этого, интуитивно пришли к АБА-терапии (метод терапии для людей с нарушениями развития). Нас назвали «стихийные бихевиористы». Мы его схватили и забрали из подвала. Женя делал коврики. И мы эту штучку для ковриков – такую похожую на несколько пальцев, и он вокруг ниточками обводил – поставили ему за кулисами. Он там тихо возился, а мы репетировали. Внедряли его в проект естественным путем. У нас не было цели выпрямлять Женю. Нам было важно засунуть его в спектакль любым способом. И Женя начал играть зайца и даже заговорил на сцене!
Е.Р.: После театра нас сразу позвали поддержать детские дома, дома престарелых и инвалидов на Донбассе. Мы поехали в Донецк к майским праздникам 2015 года. Привезли спектакль и помощь. Выступали в разных ДК и деревнях. Там очень радовались, потому что большие коллективы в полном составе до них добирались редко, и тепло из Москвы было важно. А для ребят было важно, что не им помогают, а они помогают.
Потом нас позвали экологи – Наташа Соколова – на первый детский Экофестиваль в Кремле. Затем поехали в Сочи – в безбарьерной среде поддержать нормальное отношение к особым людям, с Ником Вуйчичем, с Николой Конжу – дядей аутиста, нереальным певцом, другом Селин Дион, Ларисы Долиной. Когда вспоминаю это солнце на ножках, дыхание останавливается. Огромная любовь к людям. Старички бросают трости и танцуют рок-н-ролл на его концертах! Много помогал, спал на матраце в школе, приезжал в Москву.
— Вы купили для проекта дом по соседству с вашей дачей и проводите там летние лагеря. Как это происходит?
Е.Р.: Приезжают ребята-аутисты, их родные, волонтеры из Чили, Швейцарии, Бразилии. Мы называли это «Тусовка у Радзинского». Хочу такую же в Крыму.
Мы прочитали в диагнозах «громкую музыку не включать», обрадовались и тут же начали искать рок-фестивали погромче, рассерженные списком ограничений. И в этой здоровой агрессии мы сделали группу «777» и понеслись на рок-фестиваль Emergenza, сочинив две песни, получившие во втором туре больше всего голосов.
У нас вообще не было задачи выигрывать! Мы хотели хоть как-то, краем, боком вытащить ребят на сцену. И когда после выступления я спросила «Вы боитесь громкой музыки?», они сказали: «Мы здесь хотим жить». Так им понравилась атмосфера, драйв, крики поддержки. Это был полет!
Елена Радзинская
— Как получилась книга «Мы все из одной глины»?
Е.Р.: Я пришла в АСТ по другим делам, но у кого что болит, тот о том и говорит. Заведующая редакцией «Времена», наш друг Женя Ларина послушала и сказала: «Лена, у российских родителей мало положительного опыта по аутизму. Пиши книгу».
— Теперь вы хотите выступить в Кремлевском дворце?
Потом Женя пригласила нас на книжный фестиваль на Красной площади. Надо сказать, что за три дня до визита в АСТ мы написали у себя в плане: нужна Красная площадь, нам откажут, но мы будем много работать, наберем много грамот, а если откажут – наберем их еще больше… А через три дня Бог это дал! Мы там раздавали сердца, танцевали… В декабре сделали фонд «Мы все из одной глины». А еще получили две премии губернатора Подмосковья и орден Правительства Москвы «Великие люди Великой России».
Е.Р.: Да, 25 апреля 2019 года. Чтобы много людей с хорошей энергетикой и добрым сердцем выступили там с нами. В нашей команде – Борис Грачевский, Лариса Долина, Иосиф Кобзон, Маргарита Оларь (советник ректора Московского психолого-социального университета, где единственная кафедра аутизма в стране), Никас Сафронов, Алла Сурикова. Оксана Фёдорова дала нам Музей моды для репетиций.
Кремль – чтобы за время репетиций собрать единомышленников и открыть центр «Глина». Первая часть – врачебная: ранняя диагностика и помощь родителям. Вторая – социализация: театр, рок-концерты, фестивали, сбор мусора, субботники, рисование и прочее. Третья – устройство на работу. В этом помогут здоровые участники, и нужно, чтобы их было больше. Этика центра – отношение к особым ребятам как к обычным. Чтобы это не было гетто.
— Получается, что вы диаметрально изменили концепцию своего существования.
Е.Р.: Мы составили список, кто в команде что́ может делать. Работать курьером, мыть машины; Эдвард Станиславович – подписать книгу, расписать тарелочку на продажу; Оксана Фёдорова – спеть песню, рассказать сказку, танцклассы, показ мод; любимый Никас – нарисовать, обнять, принять; адвокаты – юруслуги; стилисты – правильное выщипывание бровей. На чей-то вклад в проект мы отвечаем своей помощью.
— С сентября 2016 года ваш проект стал партнером Благотворительного ФондаЛейлы Адамян. Как для этого сошлись звёзды?
Е.Р.: Так же естественно. В лагере волонтеры вдруг показали Жене Леонову танцевальные движения. Я подумала, что это безнадежное дело. Но Женя повторил один в один! И я сказала: нам нужны танцы. Срочно. Для Жени и остальных.
Директор «Экспо Пресс» Элеонора Зайченко помогала нам еще со времен подвала. Она сказала: «У меня есть замечательный друг – Лейла Владимировна Адамян. Она может всё. У нее в сердце много любви к особым детям, у нее много возможностей, много звездных друзей – и у нее есть Дом танца, где люди учатся танцу, репетируют, готовятся к международным соревнованиям».
И Лейла Владимировна со всей щедростью души сказала: «Да, я хочу, чтобы вы у меня были, приходите». Она невероятно поддерживает нас во всем, в чем только можно. Я верю, что в центре «Глина» вы, Лейла Владимировна, займете свое почетное место.
— Лейла Владимировна, ведь именно ваше замечание о детях-аутистах в Доме танца подтолкнуло меня к этому интервью. Вы говорите: вы – человек сложный. К тому же вы – врач, академик РАН, крайне заняты. Чем вы руководствовались, когда начали им помогать?
ЛЕЙЛА АДАМЯН: Чем я руководствуюсь, создавая Благотворительный фонд, Дом Танца «Дуэт со звездами», «Открытый университет», поддерживая театр Ильи Резника «Маленькая страна» и проект «Мы все из одной глины»? Да, медицина – это моя судьба, ею я пронизана в каждой клетке. Основная задача – качество жизни пациентов. Но не менее важно дать счастье тем, кто стремится и старается, но имеет объективные органические ограничения.
— Ведь вы видите проблему изнутри, верно?
Л.А.: Сейчас детей с РАС рождается 1 на 60, хотя еще несколько лет назад было 1 на 1000. Аутизм не лечится таблетками и уколами, а только поведенческими программами и нашим открытым сердцем. Без принятия в общество эти ребята не выживут. Если аутизм распространяется как эпидемия, то мне, как доктору, приходится стоять в первых рядах.
Елена меня просто поразила своей энергетикой, увлеченностью, мотивацией. Желанием помочь детям. Рассказала о своем пути, сложном, тернистом, о своей программе помощи. Проект, как и сама Елена, гениальный. Он не мог меня оставить равнодушной.
Мне хотелось им помочь. Сначала было страшно смотреть на этих ребят. Они были необузданные, кричали, не умели ни здороваться, ни слушать. И я как-то даже испугалась. Но с каждым днем я видела великий прогресс – результат красоты и атмосферы Дома танца, огромного труда учителей, преподавателей, волонтеров. И я сама осознавала себя героиней этой великолепной работы, причастной к этому потрясающе доброму проекту.
— Как вы ощущаете ребят сегодня?
Л.А.: Дом Танца я назвала так потому, чтобы там был Дом для всех, где каждый чувствует себя звездой и преподаватели – звезды. Подопечные Елены делают в Доме психотренинги, репетируют и едут выступать в социальные центры, клубы, библиотеки, на Красную площадь. Готовятся к Кремлю. Я приглашаю их на наши праздники. Сегодня это – практически созданный театр. Театр преодоления и торжества таланта, добра, чуткости, любви. Спасибо, дорогая Елена, за то, что вы такой подвижник!
Е.Р.: Лейла Владимировна купила и подарила Жене совершенно нереальную гитару. И он не только затанцевал, но и запел, стал брать уроки гитары. Папа сказал: «Вы вернули мне сына». Женя выглядел пустым шкафом с запертыми дверями, а оказался думающим и чувствующим человеком, способным поделиться вдохновением. Поэтому Женя – наша звезда и наша гордость.
Команда и социальный статус растут. Присоединяются прекрасные, интересные люди. У нас огромная энергия.
Забавно, что если бы мы получили те деньги на печку, у нас не было бы ни Кремля, ни Красной площади, ни книги, ни премий, ни ордена. Мы бы не имели столько друзей, не занимались бы в Доме Танца.
И Женька бы не заговорил и не запел.